|
Каждый малыш сначала умильно лопочет, потом пытается произнести свое
первое слово, затем осваивает все новые и новые слова и фразы. С появлением
речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения,
чувств. Поэтому задержка в этой области влечет за собой и отставание в
развитии психики ребенка.
Мальчики начинают
говорить позже девочек. Можно ли верить этому утверждению?
– Да, по статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у
мальчиков. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие
малыша влияет много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики
действительно начинают говорить позже.
На это есть несколько
причин. Во-первых, нужно учитывать природную предпосылку. Дело в том, что
изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные: у девочек это рождение
потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно
же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна
развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей
пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль.
Еще есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать
причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс
беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются
уже более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают
уже вне материнской утробы. Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто
начинают позже девочек. Не спешите волноваться и бежать за консультацией к логопеду.
Еще одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у
мальчиков развиты очень хорошо: как левое, которое отвечает за речь и
интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление. Но те
пучки нервных волокон, которые соединяют эти полушария у мальчиков очень тонкие.
Они хуже передают информацию от одного полушария к другому, чем у девочек.
Получается, что мальчик много знает, но ему трудно облечь свои знания в
речевую форму.
Мальчики всегда начинают говорить позже или
на это влияют еще какие-то факторы?
– Это вовсе не закон. Совершенно не обязательно, что какой-то конкретный
мальчик непременно должен заговорить позже какой-то конкретной девочки.
Существует множество причин, которые могут повлиять на особенности развития
малыша: наследственность, детские
болезни, какая-то патология при беременности. Если у мальчика
с этим все в порядке, то его речь вполне может развиваться так же, как и у
девочек.
Я бы хотела предостеречь родителей, которые считают, что для мальчика
нормально заговорить позже. Если малышу два года, а он не лопочет и не
«агукает», то это уже тревожный сигнал, может понадобиться консультация
логопеда. Вообще, первая речь складывается еще до года, а к двум годам,
как правило, кроха может похвастаться и большим словарным запасом и фразовой
речью.
– Как родители могут помочь своему малышу?
– Независимо от каких-либо предпосылок, ребенок будет хорошо говорить только
тогда, когда родители с самого его рождения активно участвуют в развитии его
речи. Не надо думать, что ребенок еще слишком маленький и ничего не понимает.
Он все прекрасно понимает и, если с ним заниматься, он начнет развиваться
гораздо быстрее. Чем больше вы говорите, тем больше ребенок понимает и тем
быстрее он начнет говорить.
Нужно обязательно называть все вокруг, объяснять происходящее простыми
фразами. Тогда малышу будет гораздо проще научиться говорить.
– А как понять,
своевременно ли развивается речь у малютки?
– Малыш, конечно, не обязан следовать этим нормам день в день, но, если
отклонение значительное, то это уже повод обратиться за консультацией к
специалисту. Причем, сначала к психоневрологу, чтобы проверить ребеночка на
возможные отклонения, а затем к логопеду, который обязательно поможет крохе
заговорить. Лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить какую-нибудь
болезнь… Кстати, мальчики больше подвержены логопедическим проблемам, чем
девочки. С медицинской точки зрения этого не объяснить, но на практике среди
детей с логопедическими проблемами большинство – мальчики.
– Скажите, а с какими
проблемами чаще всего обращаются за консультацией к логопеду?
– Наиболее частый логопедический диагноз – это дислалия. По-русски говоря,
это нарушение звукопроизношения. Ребенок произносит какой-то звук
неправильно, или не произносит его вообще, заменяет его более легким звуком.
Такие вещи в принципе свойственны детям до пяти лет. Но при этом все равно с
малышом нужно заниматься: слушать его речь, поправлять, если он говорит
неправильно. Конечно, ребенок не научится хорошо говорить, если он слышит
вокруг себя только неправильную речь.
– Почему так важно
приучить ребенка к правильной речи, ведь достаточно многие люди картавят,
например, и нормально живут при этом?
– Дело в том, что логопедические проблемы у малютки могут повлечь за собой
проблемы в обучении. Помимо психологических проблем, когда ребенок просто
начинает стесняться говорить, возникают проблемы и с чтением, с письмом. Это
можно предотвратить, ведь консультации
логопеда сейчас доступны каждому. К тому же у речи две
стороны: понимание и воспроизведение. Редко бывает, что пострадала одна.
Таким образом, из-за каких-то неправильных звуков процесс обучения для
ребенка может стать совсем не лучшим периодом в жизни.
Этапы развития речи
ребенка
1 месяц
– реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
3 месяца
– при общении с взрослым малыш оживляется, «агукает». Преобладают гласные
звуки, а также согласные г, к, н.
5 месяцев
– малыш реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев
– появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание
обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые
голоса.
8 месяцев
– возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да»,
«па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
10 месяцев
– малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля»,
«баба»).
1 год
– ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами.
1 год 3 месяца
– словарный запас увеличивается до 6 слов.
1 год 6 месяцев
– показывает одну из частей тела, словарный запас: 7-20 слов.
1 год 9 месяцев
– показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай
ляля»). Словарный запас: 20 слов.
2 года
– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов;
верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает
звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш,
ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев
– ребенок правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из
пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и
возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если,
когда.
4 года
– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до,
вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов.
Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц.
Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет
– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не
встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении
используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и
правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от
нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.
|