Пояснительная записка.
Речь - великий природный дар, благодаря ему люди получают широкие возможности общаться друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
К сожаленью, на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Когда, плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, их общение затрудняется с людьми.
В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа направлена на развитие всех компонентов речи, посредством песочной терапии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ,
На современном этапе развития уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Данная программа основывается на доступном материале-песочной терапии.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению….
НОВИЗНА.
Проанализировав имеющие программы для детей, можно сделать вывод, что они не в полной мере используют возможности песочной терапии.
Программа «Песочная страна» посредством песочной терапии дает возможность развивать все компоненты речи ребенка, знакомить с окружающим миром и развивать интеллект ребенка.
ГИПОТЕЗА.
Составление программы основывалось на следующем предположении:
Песочная терапия, как процесс развития речи.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
· игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
·позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,
·усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
· песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
· ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя «успешным».
- значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- снимает напряжения с мышц пальцев рук и совершенствует развитие мелкой моторики.
Применяя в своей работе новые, современные технологии я формирую у дошкольников самоконтроль за собственным произношением, действиями, самоанализ.
Логопедические игры в песочной стране
В программе представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.
Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Известны работы В.М. Бехтерева о этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.
Логопедические игры в песочной стране